Оригинал взят у
strangernn в Т-90 "Украина". При чем тут Украина, спросите? Ну как же, ХТЗ. И речь вовсе не о танке.
Т-90 "Украина" (кликабельно)Таким вот режущим глаз современного читателя Т-90 "Украина" образом назывался созданный в 1959 году на Харьковском трактором первый советский трактор сочлененной схемы, поворачивающий с помощью принудительного излома конструкции. Легенда гласит, что задание на постройку было дано лично т. Хрущевым, который пришел в восторг от американских энернонасыщенных тракторов Джон Дир, и повелел сделать что-то такое же. Ну и сделали, - хотя, как мне кажется, насчет Хрущева.... Сказка это. Однако, потребность в подобной машине, действительно была*.
Первый трактор Т-90 получил (помимо схемы и арочных шин для снижения удельного давления) - двигатель СМД-17 мощностью в 90 л.с. Трактор получился - почти идеальный, но вот беда - почти. Первоначальный вариант имел обычную однорядную КПП, идеально подходящую для дорожного тягача, но не очень удобную при, скажем, пахоте. Поэтому на следующий год трактор переработали. Появилась двухскоростная раздаточная коробка с рабочим и транспортным режимом (формально число передач в КПП сократилось с 12 вперед и 4 назад до 10 и 2, но переключаемая раздатка удваивала это число) более мощный двигатель (6-м цилиндровый СМД-21 мощностью 105л.с.), заодно машина лишилась упругой подвески переднего моста (оказалось, что пневматики сами справляются).
Т-90 в поле с 4-х корпусным плугом(кликабельно)Однако, этот трактор остался только экспериментальным. Несмотря на интересную конструкцию и все такое прочее - он, похоже, изначально не задумывался серийным. К серию пошел К-125, еще раз модернизированный и переработанный Т-90, с увеличенной на четверть мощностью двигателя и потерявший подрессоривание заднего моста. В таком виде изделие стало серийным и дотянуло до T-150К, ставшего уже по-настоящему массовым решением.
* - и не только в похоже, но и как армейские тягачи подобные машины были очень нужны.