detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Categories:

Безобразные уродцы Максима Мировича. Разбор.

0017y4qt

Безобразный уродец на листовке "Автоэкспорта".

Здравствуйте, коллеги! Темой сегодняшней лекции будет обещанный вчера разбор полетов на этот пост https://maxim-nm.livejournal.com/604794.html?view=211380346#t211380346.

Сразу скажу, советские автомобили -- тема не одназначная. И те, кто хочет прочитать что-то вроде "Запорожец" -- чудомашина или "Запорожец- полное гавно", будут разочарованы. Также как и те, кто хочет ответы на все вопросы сразу. И хотя я старался быть кратким, получилось много букв, потому сейчас про "Запоры", а остальное как на душу ляжет.

"Из всех легковых автомобилей, сделанных в СССР, "Запорожцы" считались наиболее убогими — и такое мнение сложилось по вполне объективным причинам. Во-первых, "Запорожцы" абсолютно всех моделей и модификаций обладали микроскопическими салонами — в которые еле-еле помещались четыре взрослых человека, причём если ваш рост был выше 180 см — вероятнее всего вы будете упираться в потолок головой."

Это явное преувеличение. Салон вполне вмещал четверых, хотя без особого комфорта. Но чтобы прямо совсем все плохо -- не было такого. Сзади не хватало места для ног, зато спереди было неплохо из-за мотора сзади. Машина была узковатой, однако в основном из-за близко придвинутых к дверцам сидений. Плюсы -- удобно установленные в сравнении с Жигулями моделей 01-011 передние сидения. Посадка была такова, что я уставал на дальних дистанциях меньше.  Ну и про 180 см -- это вранье. Мой рост 187 и до потолка еще остается не мало места. Идем дальше.





l1048752542



Во-вторых — любой "Запорожец" обладал крайне примитивными схемами всех узлов и в целом был низкокачественным автомобилем — плохо заводился, глох, часто ломался, был неудобен для использования, а его расположенный сзади двигатель во время езды ревел просто невероятно — подъезжающий "Зэпор" было слышно за несколько кварталов.

Примитивными нет, скорее недоработанными. Все-таки единственный советский легковой автомобиль 60-х ("Волынь" в рассчет не берем) с полностью независимой подвеской (спереди торсионы, кстати) примитивным называть как-то уж слишком громко. Что до качества, то да, оно бывало хреновым. Хотя все зависило от модели и года выпуска.  ЗАЗ-968А конца 70-х на котором ездил отец не особо докучал. Да, капризничала и воняла бензиновая печка, система охлаждения со шторками работала в жару плохо и приходилось шторки заклинивать в одном положении. Но ужасов не было. Машина выдерживала поездки на большие расстояния (до 300 км) и не разу не подвела. Мотор до капиталки прошел кстати 100 тыс. Что считалось очень хорошим результатом. С другой стороны не мало историй, когда от ремонта до ремонта "Запор" пробегал меньше 1 тыс. км. А ресурс воздушника из-за постоянного перегрева не дотягивал и до 40 тыс. Про невероятный рев  мотора -- тоже преувеличение. Хотя конечно, воздушник голосистый. Но на мой слух не более голосистый, чем у "Жука", например.


Собственно, "ушастым Запорожцем" назвалось сразу две модели этого чуда — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — первый выпускался с 1966 по 1972 годы, а второй — с 1971 по 1994. Отличия у моделей были незначительные, а своё прозвище эти "Запорожцы" получили за боковые воздухозаборники для охлаждения расположенного сзади двигателя.

zaz968-1

Где здесь "уши"?)

Сразу замечу, что в угаре Мирович попутал "ушастый" и "мыльницу".  Мыльницей называли модель 968М, которую выпускали, внимание, с 1979 года. "Ушей" у нее не было. Это халтура, Максим!


Выглядели эти "Запорожцы" как-то страшно и одновременно комично даже в ряду совковых машин — и поэтому владение ими считалось чем-то постыдным даже в позднем СССР, а в девяностые годы владельцы "Запорожцев" быстро стали героями анекдотов.

4155115696_27f6977991_o

Chevrolet Corvair. Выпускался с небольшими изменениями с 1960  года по 1964 год. "Запорожец-966" рисовали явно с него.

NSUprinz4L 09

NSU Prinz 4. Появился раньше ЗАЗ-966, но позже "Ковайра". Что как бы намекает, с чего все началось.

Спорно и явно давит на эмоции. Как по мне, не более страшно и комично, чем похожие по дизайну NSU Prinz 4 и  Chevrolet Corvair (1960 г.). Кстати именно последний, а не "Принц" был взят в качестве источника вдохновения по дизайну. Смотрим картинки и убеждаемся. И очень кратко упомяну, что Принц и ЗАЗ-966 конструктивно совсем разные. Подозрительное сходство вызвано лишь общим исходником -- Шевроле.  Что до анекдотов,  то их рассказывали и в СССР . Но насчет постыдности -- преувеличение. Автомобиль в СССР был предметом роскоши, причем любой. За ним стояли в очереди и стоил ЗАЗ-968  не мало -- около 4 тыс. рублей в конце 70-х (могу немного ошибаться, цены менялись). Для тех кто получал 100 рублей -- купить его было невозможно. Но при этом очень важно, что ЗАЗ бесплатно выдавался инвалидам. О чем Максим забыл упомянуть. Ну и кроме того, ЗАЗ шел на экспорт. Будь он совсем плох, вряд ли бы его кто-то покупал бы. Хотя конечно, экспортные модели были куда лучше машин для внутреннего рынка.

Переходим ко второй машине -- к горбатому.

img990

Убогий ЗАЗ-965 (1961 год)

1-4-1001

И, вероятно шикарный FIAT 600. И там и там суицидные дверцы, характерные фонарики на крыльях, похожая форма кузова и размеры.

1-4-1000

Впрочем, на поздних дверцы перевесили нормально. В СССР не смогли...

Ещё более убогим, чем "ушастый", была предыдущая версия запорожца, который получил в народе меткое прозвище "горбатый". ЗАЗ-965 относился к классу микролитражных автомобилей — имел двигатель объёмом 0,8 литра и мощностью в 30 лошадиных сил. Несмотря на микроскопические размеры, "горбатый" считался полноценным двухдверным седаном для четырёх человек — хотя глядя на эту миниатюрную машинку, )называемую в народе также "ведром") — достаточно сложно представить, как они туда помещались.


Ну тут опять все не так просто. Легковых автомобилей в 60-х не хватало. Насколько все было запущенно можно судить по фотографиям Киева 60-х, где легковые  авто на дороге в абсолютном меньшинстве, а грузовиков -- просто валом. И тут будешь рад даже убогому "горбатому". Или звиздуй кататься на шикарном автобусе ЗиЛ-158, раз "Запор" тебе купить позор. И кстати, комфорт в ЗАЗ-965 был так себе, но спереди я размещался без мучений и головой в крышу не упирался. Про "ведро" не слышал. Может это так называли ЗАЗ в Белоруси.

Далее про моторы. Здесь тоже не просто. ЗАЗ-965 имел несколько модификаций. 23 л.с. ранний, 27 л.с. поздний. 30 л.с. в советских справочниках не встречал. Но есть в экспортных проспектах. Т.е. для обычных граждан был не особо доступен. Хотя в Википедии про него пишут так: "На модели ЗАЗ-965А в 1962—1965 годах устанавливался двигатель МеМЗ-966 с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л. с., а в 1966—1969 годах — МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л. с." К слову объем 746 см³ был у 23 л.с. мотора. Откуда Мирович взял 800 см3 -- интересно бы узнать.


img007 (2)

Экспортный ЗАЗ-965А "Ялта" от Конелы.

Надо сказать, что на Западе примерно в те же годы тоже выпускались малолитражные автомобили (например, французской фирмы Ситроен) — но в большинстве своём они обладали изяществом и продуманным функционалом, тогда как "горбатый" был настоящим убожеством с глохнущим и умирающим в жаркую погоду двигателем — при подъеме даже на невысокую горку "горбатый" просто глох и помимо воли хозяина начинал катиться в обратном направлении.

HS960_005FT

Двухцилиндровый FIAT-500. Годы выпуска 1957 по 1975 год. Убожество или изящество? И как тут с "функционалом"?


Здесь допущена интересная оговорка "большинство". Т.е. некое меньшинство было на уровне ЗАЗ-965 и ниже него? Интересно, к какой группе принадлежат машины FIAT?  Если сравнивать ЗАЗ-965 с источниками вдохновения -- итальянскими FIAT 500 и 600, то не искушенный читатель может сразу и не отличить их друг от друга. Так что про изящество и убожество -- очень спорно. Падение мощности и перегрев -- бывали, если машина не исправна (да в начале выпуска ЗАЗы были "сырые"), но не со всеми и не всегда. В Киеве с его горами полно было "Запоров" всех моделей и что-то я не помню, чтобы они "катились" в обратном направлении. К слову, мощность мотора 600-го FIAT 21,5-29 л.с. в зависимости от модификации. Так что и по мощности ЗАЗ-965 нельзя назвать убогим. Скорее он примерно на уровне своего итальянского аналога.

Теперь коротко про неисправности. Цитата из ВИКИ

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%90%D0%97-965

"Так или иначе, для кузова такой формы, как у «Запорожца», эта система оказалась в целом неудовлетворительной: в жаркую погоду двигатель, не имеющий существенного запаса по охлаждению, порой перегревался, что особенно усугублялось в процессе его износа, когда оребрение цилиндров покрывалось слоем масла и прилипшей к нему всё равно поступавшей в моторный отсек пыли, образуя теплоизолирующую корку (необходимость счищать которую как минимум раз в сезон была прописана в инструкции по эксплуатации — что нередко не соблюдалось), а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в масляный радиатор. Кроме того, даже незначительные отклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя. В отличие от моторов водяного охлаждения, двигатель «Запорожца» при длительном перегреве не «кипел», однако его мощность и тяга резко падали, а ресурс — весьма значительно сокращался."

В общем, нужно было следить за зажиганием, чистить ребра цилиндров... Ну кто этим занимался?

Кроме того, этот "Запорожец" был попросту небезопасным — из-за микроскопических размеров дверные петли пришлось навесить с другой стороны — из-за чего возникал эффект "парусности", и при случайном открытии дверей на трассе автомобиль мог просто перевернуться. Я уж молчу о том, какие последствия для пассажиров могло иметь столкновение такого микроскопического "ведра" с препятствием даже на небольшой скорости — жизненно необходимого пустого пространства внутри попросту не оставалось.

40085802

ЗАЗ-965. Бензобак спереди. Впрочем, такое встречалось и некоторых других европейских авто 50-60-х. О безопасности тогда думали мало.

Согласен. Суицидные дверцы не лучший выбор (итальянское наследие да), хотя насчет перевернуться из-за них -- такого не слышал. Итальянцы в курсе, кстати? Другое дело что "Запор" не особо хорошо управлялась из-за мотора сзади. Но фанаты наоборот считают что горбатый вполне себе ок. Теперь про лобовой удар. Интересно, что Максим не совсем представляет последствия. Видимо от незнания матчасти.  Бензобак-то находился спереди. И что могло быть при ударе, не трудно представить. Но вот размеры не сильно отличались от евромалышей, вроде "Мини", упомянутые 500 и 600 и т.д. Не думаю, что европейские и японские малыши держали  удар  лучше.

И еще. Есть расхожее мнение, что автопром СССР отставал лет на 20. Насколько это верно? Посмотрим даты выпуска. Вот  к примеру, FIAT-600 выпускался с 1955 по 1969 годы. А ЗАЗ-965 всех модификаций с 1960-го по 1969 год. Еще интереснее с FIAT-500 (1957-1975 г.). Как видим критического отставания здесь нет. Кроме того клон 600-го "Застава-750" выпускался 1955—1985 годах. Далее. 966-я модель производилась в 1966—1972 годах. Что как бы сравнимо с годами жизни NSU Prinz (1962—1973 гг.). Дальше в 70-х у автопрома СССР начинается застой и постепенно увеличивающиеся отставание. Именно тогда появилась "мыльница", эксплуатировавшая идеи еще 1960 года, и Москвич 2140 -- эдакий глубокий рестайлинг Москвича-412....

Tags: 50-60-е, 70-80-е, chevrolet, fiat, nsu, Германия, Италия, СССР, США, заз
Subscribe

Posts from This Journal “заз” Tag

  • Свежие драндулеты мая

    Здравствуйте, друзья! Как вам этот чудный майский вечер эпохи глобального охренения потепления? Стоит чудная передапокалиптическая погодка…

  • Уставшие раритеты

    Сильно уставший ранний ЗАЗ-968, похожий на 966 (или наоборот). Но на удивление не гнилой. Отмыть, почистить, поровнять и можно гонять (наверное)…

  • Раритеты апреля

    Третьего дня я злостно нарушал карантин и гулял по пейзажной алее. И снимал артефакты прошлого столетия. Набралось их не много, потому…

  • ЗАЗ похоже все...

    Запорожский автомобилестроительный завод ЗАЗ выставил на продажу свое имущество. Об этом говорится в объявлении, которое появилось на сайте…

  • Выставка автобусов 2019

    МАЗ-203988 с двигателем, работающем только на газе метан. Рядом "убийца ПАЗика" -- МАЗ 257030 длиной 8,7 м на шасси среднего грузовика…

  • Корчи выходного дня

    Кое-какие редкости просто на прогулке по центру Киева. Экспонат номер первый -- ЗАЗ-968А (1973-79 гг.) с фонариками на задних крыльях, короткими…

  • Олдкарленд-2017 осень Ч-2. СССР

    Продолжаю тему "Олдкарленда". Начало тут https://detroit-diesel8.livejournal.com/214505.html Советских автомобилей как всегда было…

  • Попались в объектив

    Пардон за мобилофотки. Итак первым номером "горбатый" ЗАЗ-965 из средних модификаций. Фонариков на крыльях сверху нет, но…

  • Олдкарленд-2017 80-90-е

    Заключительная часть 80-90-е. Как время летит! Когда-то 90-е -- это были современные суперавтомобили, на фоне "Жигулей", а теперь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

Posts from This Journal “заз” Tag

  • Свежие драндулеты мая

    Здравствуйте, друзья! Как вам этот чудный майский вечер эпохи глобального охренения потепления? Стоит чудная передапокалиптическая погодка…

  • Уставшие раритеты

    Сильно уставший ранний ЗАЗ-968, похожий на 966 (или наоборот). Но на удивление не гнилой. Отмыть, почистить, поровнять и можно гонять (наверное)…

  • Раритеты апреля

    Третьего дня я злостно нарушал карантин и гулял по пейзажной алее. И снимал артефакты прошлого столетия. Набралось их не много, потому…

  • ЗАЗ похоже все...

    Запорожский автомобилестроительный завод ЗАЗ выставил на продажу свое имущество. Об этом говорится в объявлении, которое появилось на сайте…

  • Выставка автобусов 2019

    МАЗ-203988 с двигателем, работающем только на газе метан. Рядом "убийца ПАЗика" -- МАЗ 257030 длиной 8,7 м на шасси среднего грузовика…

  • Корчи выходного дня

    Кое-какие редкости просто на прогулке по центру Киева. Экспонат номер первый -- ЗАЗ-968А (1973-79 гг.) с фонариками на задних крыльях, короткими…

  • Олдкарленд-2017 осень Ч-2. СССР

    Продолжаю тему "Олдкарленда". Начало тут https://detroit-diesel8.livejournal.com/214505.html Советских автомобилей как всегда было…

  • Попались в объектив

    Пардон за мобилофотки. Итак первым номером "горбатый" ЗАЗ-965 из средних модификаций. Фонариков на крыльях сверху нет, но…

  • Олдкарленд-2017 80-90-е

    Заключительная часть 80-90-е. Как время летит! Когда-то 90-е -- это были современные суперавтомобили, на фоне "Жигулей", а теперь…