detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Categories:

Штергрэс. Несуществующий поселок у мертвой электростанции

Занятная заметка 2012 года о мертвом поселке. Очень интересные в кадре попадаются вещи и техника. Прямо машина времени. Уцелело ли все это великолепие к настоящему моменту? Вопрос.



Поселка Штергрэс нет ни на одной современной карте Луганской области. Еще в 80-х его присоединили к соседнему городку Миусинску, но в памяти людей название до сих пор живо. Оно часто упоминается в названиях автобусных маршрутов и местных газетах, так, как будто поселок до сих пор – самостоятельная административная единица.

Штергрэс был основан в 20-е годы прошлого столетия при строительстве Штеровской ГРЭС (так в те времена называли ТЭС). От нее и получил свое живучее название-аббревиатуру. Долгое время, пока работала электростанция, Штергрэс был стратегически важным энергетическим центром региона, но в 80-х, после закрытия ТЭС, трудовая слава поселка померкла. О Штергрэсе быстро позабыли, населенный пункт утратил свое значение, и превратился в одну из депрессивных окраин Красного Луча. Лишь местные жители упорно не хотят воспринимать упразднение своей малой родины, и продолжают говорить о поселке, как о существующем населенном пункте.

Жители Штергрэса и в самом деле имеют основания гордиться своим поселком. Для Украины это историческое место. В 1926 году здесь была пущена одна из первых электростанций в стране и старейшая в Донбассе – Штеровская ГРЭС, которую называют первенцем ленинского плана ГОЭЛРО.

Станция работала долгие годы и была остановлена в конце 80-х., когда исчерпала свой ресурс. Ее здание, выполненное в стиле конструктивизма, сегодня вполне может считаться памятником истории и архитектуры. В цехах и до сих пор сохранилось трофейное немецкое оборудование 30-40-х годов, завезенное на станцию после войны. Теперь, когда производство остановилось, лишь в нескольких помещениях теплится жизнь. Там занимаются ремонтом оборудования других ТЭС.



Наиболее подробно история предприятия изложена в книге серии «История фабрик и заводов СССР», посвященной электростанции. Книга хранится лишь в одном экземпляре в администрации предприятия. Благодаря ей сегодня можно точно воспроизвести события тех лет.

Название ГРЭС получила от ближайшей железнодорожной станции Штеровка.

Электростанция была построена фактически на пустом месте, в степи. Расположение было выбрано не случайно – станцию спроектировали в географическом центре антрацитового района Донбасса, где в то время в отвалах лежало около 50 млн. пудов штыба (угольной пыли, считавшейся отходом угледобычи) – очень дешевого топлива. Этот штыб было решено использовать в электроэнергетике и сжигать на Штеровской ГРЭС. На ту пору это были революционные технологии.

Станцию решили строить еще в 1921 году у Миуса – самой полноводной местной речки, откуда планировалось брать воду для турбин. Первым делом проложили к месту строительства железную дорогу. Рабочих, занимавшихся строительством, решили разместить в соседнем поселке Новопавловка, где для них оборудовали общежития в брошенных помещичьих усадьбах, а также построили несколько временных бараков. Для строительства станции использовался дикий камень, месторождений которого вокруг было особенно много. Такой камень добывают в этой местности и по сей день.

Строительство продвигалось медленно – сказывалась нехватка средств. В 1922 году правительством была выделена лишь 1/8 от необходимых денег. Все работы велись вручную. Лопатами рыли котлованы, глубиной в несколько метров, грунт вывозили на волах и тачках. Станцию строили жители Новопавловки и окрестных сел.

Одновременно с ГРЭС возводили плотину на Миусе для организации водозаборного пруда-водохранилища. На этих работах использовались первые трактора.

Первый турбогенератор на станции запустили 8 октября 1926 года. Штеровская ГРЭС дала первый ток. В 1927 году вошел в строй второй турбогенератор, и ГРЭС стала снабжать энергией близлежащие поселки и города. В связи с кончиной в 1926 году Феликса Дзержинского, электростанции было решено присвоить его имя.

Строительство станции было закончено в 1932 году. К этому времени было пущено уже 7 турбогенераторов. Станцию, в соответствии с модой того времени, стали пафосно именовать «главным кочегаром Донбасса».

В войну Штеровская ГРЭС была эвакуирована в Казахстан, после окончания военных действий – восстановлена. Позднее станция перестала сжигать штыб, и перешла на мазут. Но после того, как в Донбассе был построен ряд современных мощных электростанций, маленькая и старенькая Штеровская ГРЭС утратила свое значение, и на нее махнули рукой. Оборудование не модернизировали, рентабельность производства электроэнергии падала с каждым годом, пока в конце концов не достигла совсем уж неприличных показателей. Энергетики шутили, что для выработки одного киловатта на Штеровской станции требуется ведро мазута. В такой ситуации производство было решено остановить.

Об этих печальных временах подробно рассказывает бывший работник станции Анатолий Морозов. Заметно, что ему не приятно вспоминать о том, как деградировало предприятие, которому он отдал столько лет жизни. Ветеран энергетики с ностальгией вспоминает коммунистов, хотя работу станция прекратила еще во времена СССР.

После остановки ГРЭС в 1980-х, большая часть оборудования была демонтирована и вывезена на металлолом, а помещения станции было решено использовать для организации завода по ремонту оборудования других электростанций. Организация завода велась до начала 90-х, но затем, по понятным причинам, свернулась, и завод на месте ГРЭС так и не возник. Удалось организовать лишь несколько цехов. Сегодня они принадлежат частному лицу, и занимаются ремонтом турбин. Занято в них около 100 человек. Ничтожная цифра в сравнении с 2000-м коллективом, который когда-то работал на ГРЭС.

Бывший машинный зал

Трофейный германский станок «Wotan», и лендлизовский (видимо) «Цинцинатти». Работают вовсю и до сих пор. Остается только догадываться, какая тут производительность труда и энергоемкость производства. Суровые реалии украинской промышленности 21 века.


В цеху идет ремонт ротора турбины


На станции сохранилось множество советских табличек
Корпус станции возводился по передовым технологиям 20-х годов и имеет архитектурную ценность. Похожим образом возводился знаменитый харьковский Госпром. К сожалению, постройка постепенно ветшает и рушится, обнажается ржавая арматура.

Штергрэс был застроен в 30-е годы небольшими домиками в стиле конструктивизма. По виду он совершенно не похож на соседние поселения, а больше напоминает городки западной Украины. Удачное расположение, однако, не помогло поселку выжить. Здесь нет ни промышленности, ни туризма. В Штергрэсе царят безработица и бедность. Тривиальная картина – очередной украинский поселок, где уже никогда не будет так, как было раньше.

Времена, когда за жилье здесь бились, давно прошли. Теперь в симпатичных конструктивистских коттеджах то и дело заметны померкшие окна нежилых квартир. Брошенных и ненужных никому.

В бывшем Штергрэсе, а теперь – Миусинске, есть красивая природа, есть подходящая промышленная площадка для организации производства. Нет только власти, способной хоть как-то наладить ситуацию в поселке. Это милое местечко по-настоящему жаль, ведь в Донбассе не так много действительно оригинальных городов с самобытной историей. Остается лишь надеяться, что долгожданные перемены придут сюда раньше, чем придет в полную негодность местная инфраструктура.

http://www.ostro.org/general/society/articles/405426/

Станислав Кметь, «ОстроВ»

Tags: 10-20-е, 30-40-е, 50-60-е, Украина, общетехническая статья, это вам не это
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments