detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Про модельку ЗиЛа

И такое бывает

Оригинал взят у nobrakes в Несостоявшийся раритет. ЗИЛ-ММЗ-555
Если бы полгода назад мне сказали, что скоро у меня в коллекции появится модель каменец-подольского "зилка", и я буду этому рад, я бы счёл это за неудачную шутку.



Были они у меня в детстве, почти все, за исключением редкого муковоза (к моменту, когда он появился, я уже забросил хобби). И от всех я несколько лет назад избавился, не испытав ни малейшего сожаления. Потому что неказистые, примитивные, грубые, хреново покрашенные болванки... Более того, точно так же я их воспринимал и в начале 90-х, в пору раннего увлечения модельками.
Но ведь покупали же, потому что ничего другого не было. Ещё и дорабатывать пытались. Видел я те конверсии – в массе своей столь же стрёмные, как и то, что бралось за основу.
Нет, я понимаю, что у кого-то эти модели вполне могут вызывать тёплые чувства – ностальгия по молодости, душевность-ламповость и всё такое. Уважаю, но остаюсь при своём мнении.

В общем, вот такой настрой у меня был (и есть) в отношении продукции завода "Электроприбор". И вдруг...
Просматривая темы продаж на форуме, я наткнулся на фотографию этого самосвала. Первое впечатление – простой SSM без бокса с хорошей скидкой от магазинной цены. Потом пригляделся: что-то не то. Читаю описание и выпадаю в осадок. А в голове рождается закономерный вопрос: но, чёрт возьми, КАК?!
Как нужно было заморочиться, чтобы из игрушки для песочницы получилось то, что имеет все основания называться моделью?



В поисках ответа я связался с продавцом и договорился о встрече. Самосвал мне понравился, и я его сразу купил. В ходе сопровождавшей сделку задушевной беседы я поинтересовался, не в курсе ли уважаемый продавец, как звали кудесника, свершившего чудо превращения? Увы, нет. Помнит лишь, что приобрёл модель в середине 90-х "на клубе", и что вся фурнитура сделана Александром Мазиным. Бац!

Я аж подскочил – тот самый Мазин! Легенда в мире моделей ручной работы, прославившийся копиями грузовиков ЗИЛ, выполненными со скрупулёзной точностью по заводским чертежам. Шутка ли, в каждом из его маленьких шедевров было от 300 до 600 деталей, и это 20 лет назад!
Паяные рамы из латуни, бортовые платформы из деревянного шпона, поднимающиеся капоты с проработанным двигателем, действующие амортизаторы, наборные рессоры из отдельных листов, краска та же самая, что шла на конвейер – ух! Справедливости ради нужно сказать, что вся эта крутотень была далеко не на каждой модели, в угоду технологичности производства в конструкцию постепенно вводились упрощения, и всё же... Многие коллекционеры считают его миниатюры непревзойдёнными до сих пор.


Это и следующее фото – из статьи в журнале "Автошоп" за март 1997 года.

В голове сразу всплыло фото одной из ранних работ мастера – тягача ЗИЛ-133ВЯ. Об этом нигде не упоминалось, но сдаётся мне, что на нём стоит как раз каменец-подольская кабина (на последующих моделях кабины были уже свои). Доработанная, конечно, хотя ни форточек в дверях, ни дворников, ни ручек отдельными деталями нет.



А что, если и этот самосвал... От открывающихся перспектив у меня чуть не перехватило дыхание. Купить Мазина по цене Аиста – всё равно что отыскать картину Рембрандта на барахолке (где-то читал такую байку).
Но продавец тут же остудил мой пыл, пояснив, что это не его работа. Мазин, оказывается, продавал не только готовые модели, но и киты, и отдельные детали для доработки – например, топливные баки, кронштейны запаски и др. Откуда это известно? Да просто они с Александром давно знакомы, и он брал у него много моделей.
Увидев в моих глазах разгорающийся блеск, экс-хозяин несостоявшегося мега-раритета сделал то, что я бы, наверное, не рискнул: пригласил покупателя, тщательно скрывающего своё нервное возбуждение, зайти к нему домой, посмотреть на модели мастера. А посмотреть было на что!

Честное слово, я и помыслить не мог, что когда-нибудь увижу столько редкостей в одном месте. Несколько вариантов "Бычков", 131-й в модификациях бортовой и тягач, 4334, "крокодил" 133ГЯ, пара горбатых "Запорожцев" – простой и праворульный почтовый... О некоторых моделях я вообще никогда не слышал, например, об "открывашке" ГАЗ-67Б.
Окончательно меня добила фраза, что это только половина из того, что было, остальное продано. На этом фоне терялись даже многочисленные полки, заставленные СарЛабом и Ad Modum. Можете себе вообразить стоимость такой коллекции? Учитывая, что цены на некоторые модели Мазина, по слухам, четырёхзначные. В евро.

Только тут до меня в полной мере дошёл весь прикол ситуации. Этот человек вполне мог выдать проданный мне самосвал за "раннего Мазина", и после всего увиденного я бы, пожалуй, ему поверил. Но продавец поступил абсолютно честно, за что ему большущий респект!



Ну, а что насчёт модели, спросите вы? А модель, доложу я вам, хороша! В моих глазах, конечно, я своё мнение никому не навязываю.
Сделана она очень аккуратно, с вниманием к деталям. Я уже упоминал про мазинскую фурнитуру – зеркала, дворники, ручки дверей. Кроме них, воспроизведены форточки в дверях, причём это не просто полоски краски – они объёмные. На бампере появились нормальные крюки, на кузове – рычаг фиксации заднего борта. Два выступа на боковинах капота, призванные имитировать прорези (!), сточены, вместо них пропилены четыре углубления, в соответствии с прототипом. Доработан топливный бак – изготовлена подставка и удерживающие жгуты из проволочек.
Добавлены номерные знаки (город приписки – Киев) и дублёр на заднем борту. Но надо сказать, что их шрифт не похож на настоящий, а у переднего номера ещё и кусочек отгрызен – возможно, поменяю.



Модель очень ровно, довольно качественно покрашена. Правда, надпись ЗиЛ на капоте едва просматривается, но это скорее проблема отливки, нежели результат залитости краской. А вот возраст даёт о себе знать – несмотря на бережное хранение, кое-где есть скольчики. Особенно это заметно на кронштейнах зеркал. Я пока не решил, стоит ли отдавать машинку в перекрас или оставить всё как есть, сохранив налёт времени.



Вся светотехника выполнена отдельными деталями, включая подфарники в облицовке, указатели поворота на передних крыльях и три фонаря (знак автопоезда) на крыше. Последние, впрочем, лишние, поскольку они пошли с июня 1980 года, а с ноября 1978 года все машины выпускались с новой решёткой. Так что модель изображает некий околхоженный вариант.



Тем не менее, проделанная работа вызывает уважение, ведь на стандартной модели ничего этого нет в помине, только обозначенные пупырышками подфарники. И задние фонари на кронштейнах отсутствуют, а на данной конверсии есть и выглядят весьма реалистично. Кстати, задние крылья, по всей видимости, тоже самодельные.



Кошмарные родные колёса заменены на харьковские. Но они совсем не такие, что можно купить сейчас в любом модельном магазине. Это аксессуары середины 90-х! И шины, к примеру, по сегодняшним меркам выглядят простовато – никакой маркировки на боковинах. Зато за 20 лет ничего не потекло и не задубело, резина всё такая же мягкая.



А ещё этот ЗИЛ может делать так. Вот они, высокие модельные технологии, утраченные со временем )))
Двигатель особо не трогали, только подкрасили и, похоже, нахлобучили сверху воздушный фильтр из пластика – на фото других каменец-подольских "зилков" он мне не попадался.



Занятная деталь. Изучение тем на форуме, посвящённых продукции ПО "Электроприбор", привело меня к неожиданному выводу. Судя по ряду признаков – тонкие стойки лобового стекла, крепление капота на двух петлях, металлические подрамник и поршень подъёма кузова, кардан отдельной деталью – модель, пошедшая на конверсию, была из самых ранних, середины 80-х. То есть в реальности ей около 30 лет!



Вот такая интересная и незаурядная модель. Несмотря на то, что у меня в коллекции есть 555-й от СарЛаба, изготовленный сугубо по моим пожеланиям, и аналогичный самосвал от SSM, доведённый в ивановской мастерской UMI, эта древняя кустарная поделка достойно смотрится на их фоне. И отлично вписывается в моё собрание 130-х!
Единственное, о чём я жалею – что не знаю имени её создателя. Но я надеюсь, что однажды эта загадка разрешится. Прочтёт кто-то из бывалых коллег этот мой пост, и пробудятся в глубинах памяти полустёршиеся воспоминания. А вдруг?

Tags: ЗиЛ, СССР, игрушки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments