detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Удивительная история

Оригинал взят у matsam в Мужские игрушки... Учитель...
Я давно хотел написать статью о Кареле Иосифовиче Прохазке , но как то не складывалось, очень хотелось лично пообщаться с человеком, чей вклад в становление и развитие железнодорожного моделизма в Советском Союзе и России просто неоценим. В прошлом году на 25 летнем юбилее ВОЛЖД не получилось,потом все никак не удавалось увидеться... И вот мы вдвоем, сидим рядом в микроавтобусе и едем на выставку "История вагонетки" в Коломну, организованную учеником мэтра и моим добрым приятелем Леонидом Москалёвым. Путь не близкий и мы начинаем беседу о жизни, железных дорогах и,конечно,о моделях железных дорог...



С легким, так мною любимым, чешским акцентом Карел Иосифович начинает свой рассказ.

"Ты знаешь, железными дорогами я увлекся еще в школе, я же родился и жил в Чехословакии. Жили мы в городе Мельник (Mělník) - это километров тридцать от Праги,



и наш дом стоял между двумя ветками железной дороги, а буквально в километре было депо. Шла война, в депо обслуживались самые разные паровозы, работали в нём в основном старики, и мы, мальчишки, помогали им чистить и мыть машины, станки, помещения, поэтому нас пускали в депо и мы могли любоваться паровозами."

Депо города Мельник,оно находилось рядом со станцией Vsetaty.





"Школу я закончил уже после войны , продолжает рассказ Карел Иосифович, и тогда же в Праге, в магазине, ну вот не помню , по моему, в районе Na Prikope появились ранние пиковские наборы моделей железной дороги - это было моё первое знакомство с моделями в масштабе НО. Я вообще очень любил технику, в нашей семье уже тогда было две машины, и я обожал ими заниматься, но паровозы, именно паровозы были моей большой и настоящей любовью, какие красавцы ходили тогда по нашим дорогам".



" Конечно я мечтал стать машинистом, и когда закончил школу решил поступать в железнодорожный техникум, но поступить не удалось, и я пошел в гимназию, после окончания которой попал в армию, но и здесь я все равно "болел за эти паровозы", ездил, смотрел, проводил много времени на железной дороге."



"А после армии я поехал учиться в Советский Союз, в Военно- инженерную академию имени Ф. Э. Дзержинского, где проучился четыре года, потом меня перевели в Киев , и еще три года в Киевском высшем зенитного ракетном инженерном училище им. С.М.Кирова. Ну к тому времени у меня уже была довольно приличная коллекция моделей PIKO в масштабе 1:87. В это время и в Чехословакии освоили выпуск моделей и в НО и в О - фирма MERKUR - была такая. До сих пор они стоят у меня в витринах. Кстати, в Киеве, в 1959 году тоже можно было купить модели PIKO, немного но были".



"Потом несколько лет в Чехословакии. Вернулся я в СССР в 1964 году, уже как гражданский специалист, работал во ВНИИТОРГМАШе ( Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт торгового машиностроения Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов) , из ЧССР шли для армии товары двойного назначения - именно ими я и занимался.



Здесь то и родилась у меня идея организовать в СССР производство железнодорожных моделей, ведь в институте был целый отдел ширпотреба. Я начал потихоньку пробивать эту идею. Чертежи локомотивов доставали Виталий Александрович Раков и Борис Владимирович Барковсков. Но все так и осталось на месте. А вот году наверное в 1968-69 я сделал комплект чертежей модели электровоза ВЛ 60 в масштабе НО 1:87



и попытался начать его производство на заводе в Гродно, выпускавшем тогда посудомоечные машины (ну конечно промышленные и для армии. а не такие к которым мы привыкли сегодня)и снова ничего не вышло, оснастка оборудования не позволяла. На других заводах была похожая история... Впрочем я не отчаивался и надеялся, что когда нибудь мне это удастся сделать. В это же время я начал работать в Лаборатории Железнодорожного моделизма, открывшейся во Дворце Пионеров в Москве, на Ленинских горах. Сначала просто на общественных началах вместе с Борисом Григорьевиче Хренниковым, а потом уже по совместительству, по моему это был сентябрь 1968 года..."

Сколько мальчишек прошло через это удивительное место, сколько ребят здесь выбрало себе профессии связанные с железными дорогами...



А автора сюда привел одноклассник. Юра Ермаков, кстати потом ставший машинистом. Наверное это был 1975 год... Вот Юра управляет макетом, на заднем плане.




Тогда же я впервые увидел Карла Иосифовича и конечно и представить себе не мог, что спустя много лет мы будем вот так дружески беседовать, он мне рассказывать о своей жизни, а я о своих работах , статьях и конечно моделях, моём увлечении на всю жизнь.

" Идея организовать производство или хотя массовый, пусть и не много кустарный выпуск моделей не покидала меня. И вдруг появился шанс. На одной из международных выставок удалось приобрести граверный станок, а потом наладить их производство в СССР. На самом первом и были сделаны первые отечественные серийные модели НТВ Нормальный товарный вагон, изготовленные М. Д. Давидимусом. При изготовлении моделей этих вагонов он использовал промышленную технологию — все детали отлиты из полистирола в пресс-форме под давлением. Высокое мастерство, с которым изготовлена эта модель, отмечено золотой медалью на Международном конкурсе железнодорожных моделистов, проходившем в г. Братиславе (ЧССР) в 1970 г".



Последняя фраза - это цитата из книги " Модели железных дорог" изданной в Советском Союзе в 1980 году и сразу же ставшей, как сказали бы сегодня бестселлером. При цене в магазине в 1р 20 копеек спекулянты продавали её за червонец.

Карел Иосифович написал ее в соавторстве с двумя легендарными людьми - Борисом Владимировичем Барковсковым (скоро у меня выйдет статья его памяти) и Львом Николаевичем Рагозиным увы, тоже недавно ушедшим из жизни, автором многих книг и фильмов.

Вот первое издание из моей коллекции




Эту книгу я случайно нашел в Праге, в небольшом магазине по продаже моделей и,о чудо, обнаружил на титульном листе автограф Карела Иосифовича и дарственный текст на чешском языке.



Книга и сегодня, выдержав уже несколько изданий, является учебником для железнодорожных моделистов и не потеряла своей актуальности.

" Ну в общем объездил я не один завод в попытке сделать в ССР производство моделей - ничего...". Продолжает Карел Иосифович. " Господи, если бы ты видел качество оборудования, пластиковые модели самолетов напильниками после литья обрабатывали, зубилом облои сбивали..."

"А уже ближе к концу 70 х я пришел на работу в Центральное конструкторско-технологическое бюро игрушек Минлегпрома СССР . Начальником всех игрушек Советского Союза (Главигрушка Минлегпрома) был товарищ Володин - потрясающий мужик. Именно он дал добро на начало работ по производству первого отечественного набора в масштабе НО 1:87 и именно ему принадлежит выбор локомотива для набора - паровоза серии Ов и двух пассажирских 14 метровых вагонов, хотя мы сначала настаивали на теплушках, они были более менее отработаны. Началась работа над сложнейшим для нашего производства изделием. Параллельно я конечно занимался и разработкой других игрушек, сделал , например, модель дирижабля из бумаги, которая пошла в серию. Наше КБ сначала находилось на Кутузовском проспекте, а потом переехало на Красносельскую, в здание церкви... Производство было решено разместить в Курске на заводе Счетмаш, и в 1982 году был выпущен первый набор". Казалось бы всё легко...



Но сначала надо было пройти худсовет Главка и утвердить розничную цену на набор. Самое неприятное, что незадолго до этого ,Ленинградский завод металлоизделий выпустил заводную игрушечную железную дорогу с тепловозом ТЭП 60 и двумя вагонами, вот эту



Провал был полный, никто не покупал. Но мы понимали, что настоящая модель совсем другое дело.

Но в худсовете сидели такие правильные советские тётки, у которых представление об игрушках было такое : "Игрушка должна быть простой, не ломающейся и ярких цветов". Для демонстрации набора был построен небольшой макет со станцией и кругом рельс. Рядом с платформой стоял туалет типа сортир.

Что там было : " Это не игрушка - это пасквиль на нашу действительность !!! Что это - туалет, вы как детей хотите воспитывать, на каких примерах!!! Почему паровоз черный - должен быть жёлтым или хотя бы красным !!! Цена сорок рублей - да вы с ума посходили!!!" В общем сначала нас зарубили по полной, но потом приехал Володин, и всем сразу все понравилось.

А вот с ценой действительно было не просто. Немецкий набор с BR 55 c тремя или с четырьмя вагонами, вот такой стоил тогда 14 рублей



Ну трансформатор самый крутой немецкий еще 6 - итого двадцатка, а тут сорок. Но тем не менее цену утвердили, и поступившая в Московский Детский Мир первая партия была продана мгновенно, за один день - это был несомненный успех. Конечно надо было еще налаживать сервис, представители PIKO приезжали несколько раз в год в Детский мир для проведения ремонтов моделей, но тем не менее промышленное производство моделей в Советском Союзе началось"

Скажу от себя, что львиная доля заслуги принадлежит Карлу Иосифовичу именно его несгибаемая воля и настойчивость - основа успеха. Ну и конечно инженерный гений, ведь почти все чертежи сделаны его руками.





А чуть позже началась работа над тепловозом ТЭП 10 , шла она непросто, материалов для изготовления двигателей не хватало, все уже становилось дефицитом в середине 80х, не было например ферромагнитов, даже груз в тендер Овечки нельзя было получить, но как то справлялись. И вот еще одна модель тепловоза ТЭП 10 "Стрела"





Овечка потом выпускалась, кроме первоначальной, ещё в трёх версиях: дровяного, нефтяного отопления, а также угольного, но с четырёхосным тендером. Кроме тендеров, эти версии различались некоторыми накладными деталями. Правда, все они имели один и тот же номер 724 и принадлежность к Южно-Уральской дороге.

А уже потом под руководством Карела Иосифовича на Белгородском заводе "Звезда" сделали очень достойную модель дизельпоезда ДР 1А



В 1992 году Карел Иосифович ушел на пенсию, но продолжал работать с детьми во дворце пионеров вместе с Леонидом Москалевым и Иржи Индрой, а потом, когда они уехали, Леонид В Питер, Иржи в Чехию, остался один, ну конечно с учениками и работал до 2009 года, когда после инсульта, вынужден был оставить любимую работу.

Живет Карел Иосифович летом в основном на даче, здесь его любимая садовая железная дорога, построенная собственноручно, в этом году дожди, высокие грунтовые воды и было нелегко за ней ухаживать.







Фотографии http://www.pereyezd.ru

Конечно ездит с женой к родственникам в Чехию, где и началось много лет назад увлечение железными дорогами, оставшееся на всю жизнь...

В этом году Карелу Иосифовичу Прохазке исполнилось 80 лет, хотелось бы пожелать ему здоровья, долгих лет, оптимизма, радости и конечно красивых железнодорожных моделей, которым он посвятил свою жизнь.



Ну и мои фото...







С коллегами и учениками... Сколько замечательных учеников у Мэтра и Алексей Журин,и Андрей Мясников ,и Леонид Москалев...



"Что бы дать ребёнку творческое занятие, работу надо всё заранее тщательно продумать , приготовить и обязательно составить для него индивидуальный план. Только тогда его это увлечет, ему станет интересно и он сможет достичь многого..." Карел Иосифович Прохазка



В статье использованы материалы

http://www.journal.продод.рф/news/pionery_laboratorii_zheleznodorozhnogo_modelizma/2016-06-29-31

Ну а об отечественных моделях я сделаю отдельный пост с фотографиями из своей коллекции.

Tags: 70-80-е, СССР, игрушки, коллекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments