detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Удивительная история

Оригинал взят у matsam в Мужские игрушки... Учитель...
Я давно хотел написать статью о Кареле Иосифовиче Прохазке , но как то не складывалось, очень хотелось лично пообщаться с человеком, чей вклад в становление и развитие железнодорожного моделизма в Советском Союзе и России просто неоценим. В прошлом году на 25 летнем юбилее ВОЛЖД не получилось,потом все никак не удавалось увидеться... И вот мы вдвоем, сидим рядом в микроавтобусе и едем на выставку "История вагонетки" в Коломну, организованную учеником мэтра и моим добрым приятелем Леонидом Москалёвым. Путь не близкий и мы начинаем беседу о жизни, железных дорогах и,конечно,о моделях железных дорог...



С легким, так мною любимым, чешским акцентом Карел Иосифович начинает свой рассказ.

"Ты знаешь, железными дорогами я увлекся еще в школе, я же родился и жил в Чехословакии. Жили мы в городе Мельник (Mělník) - это километров тридцать от Праги,



и наш дом стоял между двумя ветками железной дороги, а буквально в километре было депо. Шла война, в депо обслуживались самые разные паровозы, работали в нём в основном старики, и мы, мальчишки, помогали им чистить и мыть машины, станки, помещения, поэтому нас пускали в депо и мы могли любоваться паровозами."

Депо города Мельник,оно находилось рядом со станцией Vsetaty.





"Школу я закончил уже после войны , продолжает рассказ Карел Иосифович, и тогда же в Праге, в магазине, ну вот не помню , по моему, в районе Na Prikope появились ранние пиковские наборы моделей железной дороги - это было моё первое знакомство с моделями в масштабе НО. Я вообще очень любил технику, в нашей семье уже тогда было две машины, и я обожал ими заниматься, но паровозы, именно паровозы были моей большой и настоящей любовью, какие красавцы ходили тогда по нашим дорогам".



" Конечно я мечтал стать машинистом, и когда закончил школу решил поступать в железнодорожный техникум, но поступить не удалось, и я пошел в гимназию, после окончания которой попал в армию, но и здесь я все равно "болел за эти паровозы", ездил, смотрел, проводил много времени на железной дороге."



"А после армии я поехал учиться в Советский Союз, в Военно- инженерную академию имени Ф. Э. Дзержинского, где проучился четыре года, потом меня перевели в Киев , и еще три года в Киевском высшем зенитного ракетном инженерном училище им. С.М.Кирова. Ну к тому времени у меня уже была довольно приличная коллекция моделей PIKO в масштабе 1:87. В это время и в Чехословакии освоили выпуск моделей и в НО и в О - фирма MERKUR - была такая. До сих пор они стоят у меня в витринах. Кстати, в Киеве, в 1959 году тоже можно было купить модели PIKO, немного но были".



"Потом несколько лет в Чехословакии. Вернулся я в СССР в 1964 году, уже как гражданский специалист, работал во ВНИИТОРГМАШе ( Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт торгового машиностроения Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов) , из ЧССР шли для армии товары двойного назначения - именно ими я и занимался.



Здесь то и родилась у меня идея организовать в СССР производство железнодорожных моделей, ведь в институте был целый отдел ширпотреба. Я начал потихоньку пробивать эту идею. Чертежи локомотивов доставали Виталий Александрович Раков и Борис Владимирович Барковсков. Но все так и осталось на месте. А вот году наверное в 1968-69 я сделал комплект чертежей модели электровоза ВЛ 60 в масштабе НО 1:87



и попытался начать его производство на заводе в Гродно, выпускавшем тогда посудомоечные машины (ну конечно промышленные и для армии. а не такие к которым мы привыкли сегодня)и снова ничего не вышло, оснастка оборудования не позволяла. На других заводах была похожая история... Впрочем я не отчаивался и надеялся, что когда нибудь мне это удастся сделать. В это же время я начал работать в Лаборатории Железнодорожного моделизма, открывшейся во Дворце Пионеров в Москве, на Ленинских горах. Сначала просто на общественных началах вместе с Борисом Григорьевиче Хренниковым, а потом уже по совместительству, по моему это был сентябрь 1968 года..."

Сколько мальчишек прошло через это удивительное место, сколько ребят здесь выбрало себе профессии связанные с железными дорогами...



А автора сюда привел одноклассник. Юра Ермаков, кстати потом ставший машинистом. Наверное это был 1975 год... Вот Юра управляет макетом, на заднем плане.




Тогда же я впервые увидел Карла Иосифовича и конечно и представить себе не мог, что спустя много лет мы будем вот так дружески беседовать, он мне рассказывать о своей жизни, а я о своих работах , статьях и конечно моделях, моём увлечении на всю жизнь.

" Идея организовать производство или хотя массовый, пусть и не много кустарный выпуск моделей не покидала меня. И вдруг появился шанс. На одной из международных выставок удалось приобрести граверный станок, а потом наладить их производство в СССР. На самом первом и были сделаны первые отечественные серийные модели НТВ Нормальный товарный вагон, изготовленные М. Д. Давидимусом. При изготовлении моделей этих вагонов он использовал промышленную технологию — все детали отлиты из полистирола в пресс-форме под давлением. Высокое мастерство, с которым изготовлена эта модель, отмечено золотой медалью на Международном конкурсе железнодорожных моделистов, проходившем в г. Братиславе (ЧССР) в 1970 г".



Последняя фраза - это цитата из книги " Модели железных дорог" изданной в Советском Союзе в 1980 году и сразу же ставшей, как сказали бы сегодня бестселлером. При цене в магазине в 1р 20 копеек спекулянты продавали её за червонец.

Карел Иосифович написал ее в соавторстве с двумя легендарными людьми - Борисом Владимировичем Барковсковым (скоро у меня выйдет статья его памяти) и Львом Николаевичем Рагозиным увы, тоже недавно ушедшим из жизни, автором многих книг и фильмов.

Вот первое издание из моей коллекции




Эту книгу я случайно нашел в Праге, в небольшом магазине по продаже моделей и,о чудо, обнаружил на титульном листе автограф Карела Иосифовича и дарственный текст на чешском языке.



Книга и сегодня, выдержав уже несколько изданий, является учебником для железнодорожных моделистов и не потеряла своей актуальности.

" Ну в общем объездил я не один завод в попытке сделать в ССР производство моделей - ничего...". Продолжает Карел Иосифович. " Господи, если бы ты видел качество оборудования, пластиковые модели самолетов напильниками после литья обрабатывали, зубилом облои сбивали..."

"А уже ближе к концу 70 х я пришел на работу в Центральное конструкторско-технологическое бюро игрушек Минлегпрома СССР . Начальником всех игрушек Советского Союза (Главигрушка Минлегпрома) был товарищ Володин - потрясающий мужик. Именно он дал добро на начало работ по производству первого отечественного набора в масштабе НО 1:87 и именно ему принадлежит выбор локомотива для набора - паровоза серии Ов и двух пассажирских 14 метровых вагонов, хотя мы сначала настаивали на теплушках, они были более менее отработаны. Началась работа над сложнейшим для нашего производства изделием. Параллельно я конечно занимался и разработкой других игрушек, сделал , например, модель дирижабля из бумаги, которая пошла в серию. Наше КБ сначала находилось на Кутузовском проспекте, а потом переехало на Красносельскую, в здание церкви... Производство было решено разместить в Курске на заводе Счетмаш, и в 1982 году был выпущен первый набор". Казалось бы всё легко...



Но сначала надо было пройти худсовет Главка и утвердить розничную цену на набор. Самое неприятное, что незадолго до этого ,Ленинградский завод металлоизделий выпустил заводную игрушечную железную дорогу с тепловозом ТЭП 60 и двумя вагонами, вот эту



Провал был полный, никто не покупал. Но мы понимали, что настоящая модель совсем другое дело.

Но в худсовете сидели такие правильные советские тётки, у которых представление об игрушках было такое : "Игрушка должна быть простой, не ломающейся и ярких цветов". Для демонстрации набора был построен небольшой макет со станцией и кругом рельс. Рядом с платформой стоял туалет типа сортир.

Что там было : " Это не игрушка - это пасквиль на нашу действительность !!! Что это - туалет, вы как детей хотите воспитывать, на каких примерах!!! Почему паровоз черный - должен быть жёлтым или хотя бы красным !!! Цена сорок рублей - да вы с ума посходили!!!" В общем сначала нас зарубили по полной, но потом приехал Володин, и всем сразу все понравилось.

А вот с ценой действительно было не просто. Немецкий набор с BR 55 c тремя или с четырьмя вагонами, вот такой стоил тогда 14 рублей



Ну трансформатор самый крутой немецкий еще 6 - итого двадцатка, а тут сорок. Но тем не менее цену утвердили, и поступившая в Московский Детский Мир первая партия была продана мгновенно, за один день - это был несомненный успех. Конечно надо было еще налаживать сервис, представители PIKO приезжали несколько раз в год в Детский мир для проведения ремонтов моделей, но тем не менее промышленное производство моделей в Советском Союзе началось"

Скажу от себя, что львиная доля заслуги принадлежит Карлу Иосифовичу именно его несгибаемая воля и настойчивость - основа успеха. Ну и конечно инженерный гений, ведь почти все чертежи сделаны его руками.





А чуть позже началась работа над тепловозом ТЭП 10 , шла она непросто, материалов для изготовления двигателей не хватало, все уже становилось дефицитом в середине 80х, не было например ферромагнитов, даже груз в тендер Овечки нельзя было получить, но как то справлялись. И вот еще одна модель тепловоза ТЭП 10 "Стрела"





Овечка потом выпускалась, кроме первоначальной, ещё в трёх версиях: дровяного, нефтяного отопления, а также угольного, но с четырёхосным тендером. Кроме тендеров, эти версии различались некоторыми накладными деталями. Правда, все они имели один и тот же номер 724 и принадлежность к Южно-Уральской дороге.

А уже потом под руководством Карела Иосифовича на Белгородском заводе "Звезда" сделали очень достойную модель дизельпоезда ДР 1А



В 1992 году Карел Иосифович ушел на пенсию, но продолжал работать с детьми во дворце пионеров вместе с Леонидом Москалевым и Иржи Индрой, а потом, когда они уехали, Леонид В Питер, Иржи в Чехию, остался один, ну конечно с учениками и работал до 2009 года, когда после инсульта, вынужден был оставить любимую работу.

Живет Карел Иосифович летом в основном на даче, здесь его любимая садовая железная дорога, построенная собственноручно, в этом году дожди, высокие грунтовые воды и было нелегко за ней ухаживать.







Фотографии http://www.pereyezd.ru

Конечно ездит с женой к родственникам в Чехию, где и началось много лет назад увлечение железными дорогами, оставшееся на всю жизнь...

В этом году Карелу Иосифовичу Прохазке исполнилось 80 лет, хотелось бы пожелать ему здоровья, долгих лет, оптимизма, радости и конечно красивых железнодорожных моделей, которым он посвятил свою жизнь.



Ну и мои фото...







С коллегами и учениками... Сколько замечательных учеников у Мэтра и Алексей Журин,и Андрей Мясников ,и Леонид Москалев...



"Что бы дать ребёнку творческое занятие, работу надо всё заранее тщательно продумать , приготовить и обязательно составить для него индивидуальный план. Только тогда его это увлечет, ему станет интересно и он сможет достичь многого..." Карел Иосифович Прохазка



В статье использованы материалы

http://www.journal.продод.рф/news/pionery_laboratorii_zheleznodorozhnogo_modelizma/2016-06-29-31

Ну а об отечественных моделях я сделаю отдельный пост с фотографиями из своей коллекции.

Tags: 70-80-е, СССР, игрушки, коллекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments