detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Тяжелые роды или о снятии с производства УАЗ-469 сразу после его начала

UAZ31514_1967_1


Классная цитата от главного конструктора УАЗа и руководителя проекта УАЗ-469/УАЗ-469Б.

"Пятнадцатого декабря 1972 года были собраны на конвейерной ленте первые автомобили УАЗ-496 (469Б).

Когда с конвейера сходил первый УАЗ-469, дирекцией был устроен митинг и мне, как разработчику, было предоставлено слово для приветствия и поздравления. Это было для меня неожиданно и радостно. Естественно, собранные машины ушли потребителю, в том числе к основному Заказчику МО. Через некоторое в обычный «фон» рекламаций стали поступать претензии неожиданного вида.



Но когда обнаружились трещины и вмятины ролика вала сошки, заказчик поднял вопрос о прекращении производства автомобилей из-за их опасности и недоработанности. К концу 1973г. этот вопрос был вполне актуален. Я не знаю, что говорилось и «варилось» в верхах завода, Минавтопрома и ЦАВТУ в то время. Могу только определенно ответить на то, что происходило, начиная с 19 января 1973 года.

Однако не верилось, что построив и испытав не одну серию автомобилей, мы не заметили ни одной поломки сошек. Значит надо было искать в том, что было привнесено в автомобиль в ходе подготовки производства и освоения. Дорогие мои наследники, никогда не упускайте из рук, из виду, ваше детище, особенно в период освоения. Производство может, даже само того не замечая, внести такие «поправки», что вы детище не узнаете и дай бог если это будет не поздно.

К декабрю 1973 году созрели оргвыводы. Главным конструктором назначили меня, Старцева Льва Адриановича.

Был построен стенд для испытания пары рулевого механизма и проведены испытания роликов, имевших вмятины и трещины (испытатель инженер Степаненко В.В). Шины в производстве (ЯШЗ) стали отбирать по дисбалансу и ввели балансировку колес на УАЗе.

В декабре 1973 г. мне вместе с директором завода Масловым И.Д, на совещании в МО предложили дать гарантии безопасности эксплуатации автомобиля, даже если на ролике появится вмятина с трещиной поверхностного слоя (ведь ее нельзя заметить, не разобрав руля). Если таких гарантий мы не даем, то производство должно быть остановлено.

Я такой документ подписал, директор тоже. Это не было авантюрой. Я знал, что руль 469 обязан выдержать нагрузки, я имел результат испытаний на стенде. Анализ повреждений роликов говорил, что полное его разрушение – невероятно, и таких случаев не было ни до, ни после. Осталось срочно заняться поиском причины.

Были организованны работы на автополигоне с участием наших испытателей и специальной испытательной группы на заводе. Однако самые интенсивные, до варварства испытания в дорожных условиях результата не дали. Ролики не давали даже трещин, и только специальные испытания типа любого удара позволили найти режимы повреждения ролика и, следовательно, обеспечить отправной критерий поисков и испытаний серий улучшенных рулевых механизмов. Основной причиной было нарушение размера в закреплении ролика в пазу вала сошки, что усугублялось конструктивным недостатком – короткой остью ролика. После приведения этого места в порядок, ударная прочность рулевого механизма выросла в 2,5-3 раза.

Вопрос о прекращении производства был снят."

Весело, блин. Особенно с учетом того, что рожали УАЗ-469 с 1958 года, а в 1966 году он должен был стать на конвейер, но не попал, потому-что не хватало моторов ЗМЗ-451 (измененный "волговский" от ГАЗ-21). Подозреваю, что все-таки при доводке прозевали, а признаться было стыдно.

http://www.automuseum-chehov.com/avtozavodyi/uaz/uaz-modelnyiy-ryad/uaz-469/vospominaniya-startseva-l-a/
Tags: 70-80-е, СССР, уаз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments