detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Татра ч. 2. Альфа и Омега.

img974

 Продолжение истории. Начало здесь https://detroit-diesel8.livejournal.com/205006.html

После Первой Мировой войны Австро-Венгерская империя стала достоянием истории. Правда, появилась микроимперия Чехословакия, в которой на волне антинемецких, или если говорить в современном стиле германофобских настроений город Нессельсдорфер переименовали то ли в Копшивнице, то ли в Копрживнице, то ли в Копршивнице. В общем, в разных источниках по разному. Удобнее всего Копшивнице, так и буду называть. Понятно, что для торговой марки название города не подходило. Потому фирма с 1919 года стала называться просто и коротко -- Tatra, в честь горного массива. Забегая вперед, отмечу, что в 1935 году Tatra вошла в состав машиностроительного концерна Ringhoffer (тоже чешского) и стала называться Tatra-Ringhoffer.

12 Tatra

До 1923 года Tatra была всего лишь одним из... Т.е. автомобилем хорошим, но довольно обычным. Все изменилось после того, как в фирму пришел новый главный конструктор Ганс Ледвинка, ранее трудившийся в Steyr. Забегая чуть вперед, отмечу, что после ВМВ он снова вернулся в австрийскую фирму. Потому неудивительно, что послевоенные Steyr сильно похожи на Tatra с точки зрения конструкции.





1923 tatra type 11, central-tube chassis, 4 independent swin
Ледвинка создал невероятно смелую конструкцию.  Центральная хребтовая рама, внутри которой помещался карданный вал, соединялась в блок с КПП и двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Оппозитные цилиндры охлаждались потоком воздуха, вентилятора был странный -- он был не перед, а за мотором. Потому подозреваю, что эффективность охлаждения была не очень и стоять в пробках не рекомендовалось. К счастью, автомобилей в Чехословакии тогда было очень мало, да и в 30-х ситуация не сильно исправилась.

autowp.ru_tatra_11_2

Подвеска новой "Татра" 11 (вскорее появилась и более совершенная модель "12") была весьма необычной и даже где-то нелогичной. Сзади независимая на качающихся полуосях, спереди зависимая! Упругие элементы -- поперечные рессоры. Тормоза тросовые, в начале только на задние колеса.

рентген

Размеры были не велики.Ширина 1480 мм (большую часть ширины съедали крылья с подножками), длина 3470 мм. Вес 680 кг у модели 11 и до 800 кг у модели 12. Объем мотора 1056 см3, мощность 12 л.с. для "11" и 13-14 л.с. для "12" при 2800 об/мин. Зажигание от магнето Bosch. Электростартер -- опция. Расход топлива до 10 л. Скорость 60-70 км/ч.

Tatra_T26-30_rear_axle

Подвеска трехосной версии 26-30. Хорошо видны качающиеся полуоси, защищенные трубами. Дифференциалы (сняты) вынесены из главных передач и для компактности сделаны цилиндрическими.

11 Tatra

панель

Панель приборов и интерьер в максимальной комплектации нельзя было назвать спартанским, как по меркам 20-х.

утепление

Предусмотрено было даже вот такое утепление на зиму. Печки-то не было.

img971

На базе модели 11 и 12 сразу же создали грузовые версии.Здесь Tatra 12 (1929 год). Выпускалась в 1926 года. Механические тормоза уже на всех колесах.

img975

А здесь уже гоночная "Тарга Флорио" (1925 год) с форсированным до 27 л.с. при 5000 об/мин. мотором. Скорость выросла до 120 км/ч (потому и тормоза на всех колесах), расход топлива до 14 литров на сотню.

img970

Вот как о ней пишет Юрий Долматовский в культовой книге "Знакомые и незнакомые", созданной по мотивам "Автомузея" в "Технике молодежи". (1973 год).

img976

В 1926 году была выпущена более совершенная и мощная Tatra 30 с четырехцилиндровым мотором 1,7 литра 24 л.с. при 3000 об/мин. Весила она больше тонны, скорость была 90 км/ч, а расход топлива до 13 литров на 100 км. Тормоза уже на всех колесах. Появились и фрикционные амортизаторы. с верхними рычагами подвески. Картинку я взял из "Атласа наших автомобилей" Адольфа Кубы.

img178

В 1927 году появилась трехосная модель 26/30 с мотором 1,7 литра 24 л.с. Ее часто использовали как спецавтомобиль, ибо трехоски в 20-х считались автомобилями повышенной проходимости. Особенно, если у них были блокировки дифференциалов. Скорость 65 км/ч. Вес 1,3 тонны.

Tatra26-30-Nakl_aut1898-1972 Паперова археология

1930-Tatra26-30

tatra_26_30_big_86258

Модификаций у трехоски было довольно много. Ее охотно покупали военные, причем даже в Австралии!




Смотрим душераздерающее видео. Самое начало.

tatra_43_big_86260

В 1929 году появилась и мощная двухоска Tatra 43 с тем же мотором

img973

В тридцатых выпускалась еще более мощная модель 52 (1930 год). Под капотом 4-х цилиндровый мотор 1,9 литра 30 л.с. при 3000 об/мин. Грузоподъемность грузовика 900 кг. Масса 1,2 тонны с снаряженном состоянии. Скорость 75 км/ч, (легковые 90 км/ч) расход до 14 литров на 100 км.

Подводя итог сегодняшней лекции, отмечу, что именно с модели "11" началась та самая "настоящая" Tatra, которую мы все знаем. Именно Ледвинка заложил все основные конструктивные особенности: независимая задняя подвеска на качающихся рессорах, из-за которой "Татра" приобрела узнаваемую "косолапость", мотор воздушного охлаждения и хребтовая рама. Параллельно развивалась и серия с "водяным" мотором. Однако, она оказалась тупиковой ветвью и уже в 40-х стала достоянием истории.
Tags: 10-20-е, 30-40-е, tatra, Чехия
Subscribe

Posts from This Journal “tatra” Tag

  • Tatra ч. 4. Бульдог

    Гордый представитель чешской индустрии Т24 с отличным даже по нашим меркам дизайном. За характерную внешность машина получила кличку…

  • Татра ч. 3. Правильный вентилятор

    Решил чуть дополнить пост про Татра 11 и 12 и их модификации и развития фотографиями моторов, где хорошо видны детали, в том числе и кое-как…

  • Татра ч.3. Антикризисное предложение

    В разгар Великой Депрессии Tatra выпустила вот такой вот странный обратный трицикл. Довольно бестолковый, ибо передние колеса перегружены и…

  • Tatra ч. 1. Nesselsdorfer Wagenbaufabrikgesellshaft.

    Паровой омнибус NW выпуска 1900 года. Мощность 24 л.с. "Маршрутка" вмещала 12 пассажиров. Это еше что, NW и электромобили делал. По…

  • Татра-анонс

    По Tatra будет скоро небольшой цикл. Также не забыл про Chevy II и про Impala и все Chevy-фулки. Ежели кто хочет еще о чем-то прочитать, пишем в…

  • Хабар 111

    Коллега belmon_do "задонатил" мне интереснейшую книгу по Татре 111, издания 1961 года. Оказывается, он работал в автопарке и…

  • Опасен на любой скорости. Начало.

    Ганц и Эрих Ледвинки, а также хозяин фирмы "Татра" барон Ганц фон Рингоффер был еще теми любителями странных автомобилей. Найдера на них…

  • Олдкарленд-2017 70-е

    Продолжаю обзор с эпичной выставки. Итак сегодня у нас что? Правильно 70-е! Начну с пафоса -- с Chevrolet Impala 1975 года Предыдущие части…

  • Реинкарнация Татры

    Очень любопытно. Даже не знал, что у нас есть такой производитель, да еще и наследник легендарной "Татры", которая известна не одному…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments