detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Praga -- мечта советского водителя

img782

Попалась вот такая рекламная листовка по "Праге". Как по мне один из самых красивых грузовиков вообще, хотя и довольно странный. Например, под капотом у него почти ничего и нет.

7843232050_a11bedfbfd_b

Торчит только кончик мотора и вентилятор воздушного охлаждения. А кабина, откидная. Эдакое чешское хулиганство

Praga-5ST-1948

Хотя первоначально планировали выпускать вот такое, с более традиционное кабиной. Но позже отказались. Почему? А дело в том, что в 1953 году на конвейер стала Прага Вийскова трехтонная специальная (чуть подробнее о ней здесь http://detroit-diesel8.livejournal.com/188077.html и здесь http://detroit-diesel8.livejournal.com/37409.html. И вполне логично было бы унифицировать гражданскую и военную машины.





ERP670510_prototyp_Praga_S5T

В итоге появился вот такой прототип с внешностью военного автомобиля.

ERP6717c4_80_Praga_S5T

А в серию пошла вот такая красота с модной американизированной "решеткой радиатора" и скругленным капотом. Под откидной кабиной стоял тот же шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения Tatra 912 , что и на вийсковой модели. Мотор в первой и второй модификации имел объем 7,4 литра и мощность 98 и 110 л.с. Третья версия подросла до 8,1 л. Мощность 110 л.с.  98 сильный стоял на версии S5T а 110 сильный на S5T-2 (с 1963 года). Грузоподъемность шесть тонн, а скорость 72 км/ч с мотором 110 л.с.

ERP670b07_prospekt_Praga_S5T

В серию машина пошла в 1956-м году и выпускалась до 1972 года. Первые версии S5T были нарядными даже с хромированным деталями.

3f6d23as-960

Позже на S5T-2 хрома стало меньше, а решетка для подачи воздуха в вентилятор стала немного другой. Машина комплектовалась 4-ступкой и делителем с электропневматическим управлением. Главная передача с электропневматической блокировкой. Т.е. на бездорожье этот автомобиль был не беспомощен. Руль без усилителя, тормоза -- пневматика. От пневматики приводились и "дворники".В кабине был предусмотрен даже тахограф. Кстати, с 1963 года автомобили Praga выпускались на заводе Avia, а сама Praga стала делать только мосты и коробки передач, в том числе и "автоматы" для автобусов.

praga_s5t-2tn

Правда, в 1963 году кабина над двигателем все таки появилась. Ее взяли от "Шкоды" по соображением унификации. Отличить было просто -- другая "решетка радиатора" и решетка для выброса горячего воздуха за колесом. Рама была подрезанной и выпускалась такая модификация только как седельный тягач. Не особо долго, до 1972 года. На фото как раз такая модель S5T2-TN с полуприцепом "Орличан" (скорее всего).

И под конец трижды утянутый кусок. Первый раз из авторевю, второй раз с форума https://rcforum.ru/showthread.php?t=39842, а третий раз в драйв.ру. Популярная история, вообщем.

Praga, мечта дальнобойщика

s5t2

Долго не решался написать: думал, что найду информацию по интересующему меня автомобилю в Интернете или энциклопедиях. Но — увы.


Речь идет о тягаче Praga S5 T-TN: на нем работал мой отец с 1965 по 1981 годы. Представьте себе: шестидесятые годы. Зима, тридцатиградусный мороз. Стоянка под Волгоградом. По причине отсутствия мест в гостинице нужно ночевать в машине (ЗИЛ-157, «король дорог»!), определив направление ветра. Ветер должен быть навстречу — иначе угоришь от выхлопных газов.


И тут подъезжают мужики из Свердловска на двух новеньких Прагах. Один приглашает: «Пошли ко мне ночевать, чего здесь крючиться! Сливай воду, и айда!»


Отец слил воду, залезает в кабину Праги. Мама дорогая! Просторно, светло, тепло… «Шубу-то с валенками сымай, иначе спаришься», — говорит хозяин.


И действительно: за окном — минус 30, а тут — оазис! Хозяин отодвинул занавеску — и снова шок: там две «спалки», как в купейном вагоне. Это было просто выше всякого разумения…


И — надо же случиться такому — по прошествии нескольких месяцев отцу досталась такая же машина. Ее надо было пригнать из Энгельса (тягачи пришли по железной дороге из ЧССР). Как отцу удалось «выбить» машину — не знаю. Но в итоге она целых 16 лет оставалась в одних руках, и прошла она свыше 600 тысяч км.


Эта машина была первым «дальнобойщиком» на дорогах СССР с таким уровнем комфорта: два полноценных спальных места (отец при росте 182 см спокойно там укладывался), отопитель на дизтопливе позволял работать в рубашке даже зимой, сиденья — на амортизаторах, два люка в крыше. На кожухе двигателя — столик, потолок отделан комбинированным «кожзамом». Была даже подушка для «спалки», отделанная микровельветом (так же, как боковины салона и сиденья).


Доска приборов была очень стильной для своего времени: в спидометр встроены тахограф и часы (спидометр у меня сейчас висит в гараже, и часы идут!), на рычаге стояночного тормоза — встроенная лампочка-сигнализатор.


Это уж потом в СССР пошли бескапотные Шкоды 706 и Volvo для Совтрансавто. А наш КАЗ-608 — почти точная копия Праги, но до оригинала ему, как до Луны…


В 1977 году я, 10-летний пионер, сам написал письмо в представительство фирмы Мотоков по поводу полумиллионного пробега. Реакция чешских товарищей была потрясающей: отцу пришел бесплатный груз дефицитных запчастей. Чего там только не было: форсунки, ТНВД и даже «противотуманки».


Несомненно, машина обладала только ей присущей харизмой: мужики работали на Прагах до последнего, неохотно переходя на наши ЗИЛы и Колхиды. Даже по прошествии стольких лет, встречаясь, они нередко говорят: «Опять сегодня во сне на Праге ездил. Сколько машин было — ни одна не снится, кроме этой»


Очень вас прошу: разыщите и опубликуйте фото этой машины. Уверен, что многие ветераны-дальнобойщики будут вам благодарны. Ведь это их молодость, их жизнь…

Николай, Балаково
Tags: 50-60-е, 70-80-е, praga, Чехия
Subscribe

Posts from This Journal “Чехия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments