detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Крах империи и удачный дизайн



1967 год стал последним годом самостоятельности одного  одного из величайших производителей автомобилей -- Leyland. Британский производитель на протяжении всей своей истории уверенно шел к успеху, но в 1968 году не пофартило. Я решил как--то отметить эту событие (все-таки 50 лет) и достал с полки несколько имеющихся у меня проспектов.




Жила да была фирма Leyland, которая постепенно превратилась в настоящий концерн. Вкратце это было так. Сначала в 1896 голу появилась Lancashire Steam Motor Company из города Leyland. Далее ее переименовали в Leyland Motors в 1907. Дальше, как в свое время Дюрант в GM, Leyland стал скупать что попало. В 1951 году купил Albion Motors (1951), потом Scammell Lorries Ltd. (1955), потом Standard-Triumph International Group (1961), потом Associated Commercial Vehicles (1962), потом Rover Company Ltd (1967) и под занавес некий Aveling-Barford Ltd (1968).







Приличного у Бритиш Моторс было не много. Например, во эта кабина, которая после модернизации в начале 80-х смотрелась очень симпатично. Хотя дизайн, конечно, устарел.



Интерьер тоже очень даже ничего.



А в Турции эту кабину любят и ценят даже сейчас.

И все бы было нормально, если бы в Англии правило не социалистическое правительство Вильсона (1964-1970 г.), а кто-нибудь более адекватный. Катастрофа произошла как обычно бывает у социалистов из-за самых лучших и благих намерений. Лейбористы с подачи некого председателя комитета по реорганизации промышленности (спасибо хоть не народного комиссара, хотя один фиг) решило спасти заигравшихся бракоделов и неудачников из British Motor Holdings (BMH), которые выпустили множество бестолковых и плохо спроектированных моделей (с оригинальными, но безумными идеями вроде пассивной гидропневмоподвески или подвески на резиновых элементах вместо пружин) и пытались продать их покупателям по демпинговым ценам. Все у них было через одно место и по идее лавочку надо было просто закрыть. Но, сэр, это же грозит увольнением множеству рабочих! Мы не можем так поступить.



Солянка сборная. Даже тракторы затесались.

Вот только конкуренцию Лейланд-Ровер-Триумф, Бритиш Моторс проигрывал. Например, Остин Джипси, похожий на Лэнд-Ровер, но с резиновой подвеской и рассыпающимся от ржавчины кузовом, явно был не нужен. А Ягуар с дизайном 1949 года (это когда BMW уже выпускало модели с прямоугольными фарами)? А Морис Майнор с дизайном как Бьюик в 1939 году? Примеры можно приводить долго.



В итоге здоровый Лейланд-Ровер-Триумф объединили с подыхащим Остин-Морис-Вузли-Ягуар-Деймлер-МГ и т.д.  Получилось в результате нечто громоздкое с множеством дублирующих модельных рядов. В эту кучу вошли еще и отделения по производству сельхоз- и дорожно-строительной техники, холодильников и даже производители дорожного покрытия! Возглавил это месиво   сэр Дональд Строкс (ранее глава Leyland). Пытаясь навести порядок, он пришел в ужас, осознав во что вляпался. И далее все стало еще хуже.  Отделения конкурировали друг с другом, дорогие Вузли отличались от дешевых Остин только радиаторной решеткой и очень деревянной панелью приборов. Качество упало ниже плинтуса, хотя казалось бы, ну куда еще хуже? Рабочие бастовали, требую как обычно, чтобы больше платили и меньше заставляли работать (тоже самое в 2000-х произошло и в США), добавил масла в огонь и топливный кризис, и в конце концов в 1975 году братская могила для всех участников обанкротилась. Национализация проблему не решила, а только усугубила.



Модель T45 с "лысым передком".

При правительстве Тэчер бывший Бритиш Лейланд изрядно порезали и поделили. Здоровым ядром остался, вот неожиданность, Ровер и Лейланд. И еще конечно пафосный, красивый, но глючный Ягуар. Все они пошли по рукам. Rover-Land-Rover сначала сотрудничал с Honda, потом отошел к BMW, а потом был поделен индусами и китайцами. Leyland в 1987 году оказался в руках DAF, затем снова разделился (производителя легких грузовиков переименовали в LDV), а DAF вместе с Leyland в 1998 году забрал американский концерн Paccar. Причем как отделение Leyland по-прежнему существует. А вот торговая марка перешла к индусам как Ashok-Leyland.



Интересно, что DAF и Peterbilt до сих пор используют кабины, внешне  похожие на те, что появились в 1980 году одновременно с дебютом семейства T45. Это был прощальный шедевр Leyland. Собственно говоря, проспекты у меня в основном посвящены этим автомобилям. В семейство входили легкие Roadrunner и Freighter, Constructor (многоосный самосвал или шасси миксера), 8-колесный Scammell Wheeler Routeman, средний Cruiser и тяжелый магистральный Roadtrain.




Кабина T45 называется C40, и ее дизайн был создан  Leyland, BRS и Ogle Design. Кабина была красивой и даже несколько опередила свое время. Выпускались как дневные, так и версии со спальником и высокой крышей. При этом кабины всех серий от легкой до тяжелой постарались максимально унифицировать. Интересным получился интерьер, хотя как по-мне итальянские грузовики IVECO намного, намного лучше. Моторы были как собственного производства, так и   Rolls-Royce Eagle 265/300 и Cummins 290 L10. Трансмиссия получилась не очень удачной -- на скорости в 60 миль в час начинал шуметь карданный вал.




Увы новые грузовики Leyland покупали слабо. Может потому, что кабины очень не плохо гнили, что уже стало традицией для британского автопрома? В итоге Leyland отдался DAF, а тот, используя английский задел, постарался сделать на его основе что-то годное. Получилось неплохо. Средние DAF вообще от Leyland Roadrunner особо не отличались.



Неплохим оказался и армейский Leyland с постоянным полным приводом, который, правда, в армию шел уже в основном как Leyland-DAF. Ну примерно как в СССР в 70-х шел в основном не Magirus, а IVECO-Magirus.



Tags: 50-60-е, 70-80-е, 90-е, leyland, Англия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments