detroit_diesel8 (detroit_diesel8) wrote,
detroit_diesel8
detroit_diesel8

Маркус Фриде и "Коляска Форда"



Лет много назад, не меньше 18, это точно, мне попался в руки ветхий проспектик по Ford-T 1912 года.Состояние было потрепанное, с замятинами от множества прочтений и залистываний и даже с подозрительными пятнами, напоминающими то ли масло то ли еще чего. Картинки были явно стянуты с оригинального американского проспекта, даже надписи английские частично сохранились, но сверху на русском кто-то старательно высунув язык писал под линеечку перьевой ручкой (шариковых тогда не было) надписи на русском. Некоторые были вполне себе каллиграфические, а не которые "на отстань". Для колорита я местами сохранил оригинальное написания текста с твердыми знаками и латинской  "i".



Проспект мне не нравился из-за черно-белой унылости и общей "не интересности" на тот период данной эпохи. Потому  я стал искать, кому бы его отдать. Сначала чуть не поменял на Форд Т-берд 1986 года и каталог по GM 1977 года специально для кемперов. Но позже, по  временного безденежья "Фриде" был продан другому коллекционеру. Тогда, замечу, коллекционеры водились в изобилии. Однако позже, в 2000-х они почти вымерли как класс. Кто физически (болезни, алкоголизм), кто ментально (достали жены, поменялись интересны, переехали на пмж в США и т.д.). Позже хитрым путем "Маркус Фриде" вернулся ко мне обратно.







Текст проспекта является авторским переводом Фриде или кого из его "менеджеров" с американского на петербургский. Отсюда жуткий пафос от которого "мастера" от рекламы на постсоветском пространстве не излечились и сегодня -- "креатифф" так прет. Но дальше уже интересно и даже забавно:" Все Форды одинаковы, как новые червонцы! Неоднократно были устраиваемы опыты, когда из перемешанных частей десятка разобранных Фордов" собирали десять колясокЪ, и все части подходили друг к другу безукоризненно точно." Фриде просто обожает слово "коляска" и ставит его даже чаще, чем автомобиль. Казалось бы намекает, что Форд-Т не совсем автомобиль? Неа, дальше пишет, что мол по соотношению к веса к мощности Форд превосходит многие дорогие автомобили и вообще). Кстати, про взаимозаменяемость -- тоже важное преимущество. Далеко не все европейские производители могли этим похвастаться в те времена. И детали, бывало, приходилось подгонять!

А вот еще рекламные слоганы от Маркуса: "Наивысшее качество за наименьшую цену" или "Незаменимы на русских дорогах". Это все про Форд, конечно.



Насчет незаменимости, тут можно согласиться. Форд-Т был очень хорош для своего времени, а вот насчет цены.. Что-то тут было не так. За одну и ту же машину в США хотят 700 долларов, а РИ уже 2800 рублей! Судя по данным, взятым из интернета за доллар тогда давали 2 рубля. Т.е. 1400 рублевая машина по прибытии в Россию "немного" дорожала. Напрашивается вопрос,  а не охренел ли часом  г-н Фриде, автор уникальных проспектов с подписями под фото черной тушью? Или слишком много ушло денег на расходы (перевозка, документы, пошлины-налоги, и может даже дать кому надо "на лапу")?  И еще. Скупердяй Генри Форд старался все-что можно и нельзя запихнуть в допоборудование, что впрочем было распространенной практикой. Фриде же, подчеркивал, что продает только  полностью укомплектованную машину: "...Все, что при другом автомобиле приходится покупать отдельно и приплачивать еще и порядочныя суммы. Покупатель "Форда" не знает никаких приплатЪ".






Кстати, в Америке были отнюдь не только черно-белые реклама Форда-Т, подчеркивающие известное изречение Генри Форда, про то, что цвет может быть любой, при условии что он черный. Цвет-то может и черный, а вот реклама -- такая вполне себе симпатичная акварелька. Но вернемся к Фриде.



Самым- самым "доступным" в его каталоге был вот такой вот "дорожный" ФордЪ за каких-то 2375 рублей (неплохой зарплатой для рабочего считалось 40 рублей в месяц, а для мента полицейского 50). Это  был слегка модифицированный Model T Speedster, у которого появились дверцы и лобовое стекло, но не изменилось расположение бака, который был вынесен назад для лучшей центровки и установлен выше, чем обычно (обычно он был под передними сидениями). Фриде подчеркивал, что три керосиновых фонаря (габариты) и две ацетиленовые фары с генератором газа входят в базу. Так же в стоке был гудок, спидометр, счетчик пробега и набор ключей, и даже "американский верх" и лобовое стекло. Фриде был полон энтузиазма в своем проспекте: "Самая экономная и легкая в управлении коляска! Необходима для деловых людей! Незаменима для спортсменов!"



Кстати похожая машина судя по анонсу точно будет на московской Олдтаймер Галереи на следующей неделе. Обратите внимание, что дверей нет -- это лишний вес, Зато вся светотехника на месте, включая генератор газа на подножке.



И чуть подробнее про расположение бензобака. Ставить его выше было важно, ибо бензин подавался самотеком. И при преодолении подъемов бензин мог просто перестать течь.



Некоторые тюнеры ставили бак еще выше на особых "ножках". Правда, тут на фото уже модель 1923 г.



Фриде много внимания уделял и технике. Правда, качество картинок было неизменно хреновое из-за чего их было мало, а их отсутствие компенсировалось текстом. Видимо качество потерялось после перепечатки фирменного каталога. Кстати, подобное часто встречается и в наши дни, когда дилеры на постсоветском пространстве пытаются выпустить свою версию фирменной литературы. Сразу расплываются картинки, теряются краски, частенько все блеклое и никакое. Но первым в деле печатания таких некачественных каталогов, все же был Маркус.



Вот для сравнения картинка из американского каталога. Рабочий объем 2,9 литра мощность 20-22 л.с. при 1600 об/мин. Четыре цилиндра с единой головкой блока (тогда все норовили отливать по головке на два цилиндра). Охлаждение – термосифонное без термостата и помпы, масляного насоса не было – смазка производилась простым разбрызгиванием.




Особенной интересной была  коробка передач, про которую Маркус "Сергеевич" (предполагают что "С-Сергеевич") пишет, что мол бесшумная. Это важно, поскольку тогда синхронизаторов еще не изобрели и скрежет зубцов шестерен при неудачно включенной передачей был делом обычным. Важно, что КПП у "Т"  была планетарной, правда всего на две скорости вперед – обычная и пониженная для старта и подъемов. Управлялась по-мотоциклетному -- двумя педалями. Одна включала первую и вторую передачу, а вторая – заднюю. Третья же педаль управляла трансмиссионным тормозом. А где же газ? Газ был на руле.

Обычного сцепления тоже не было. Вместо него– муфта свободного хода (как потом сделали немцы на DKW и всех DKW-образных, вроде Wartburg), которая автоматически разъединяла КПП и двигатель при сбросе газа. В корпусе КПП находилось и магнето, которое было маховичного типа, как в лодочных двухтактных моторах. Потому, чтобы добраться до него, например, для регулировки контактов, требовалось снимать мотор! Как бы не совсем удобно.

И еще. В отличие от многих современных нехороших торговцев ведрами передвижения, Фриде был добросовестным дилером. Вот что, он писал в каталоге: "Все до последней мелочи запасные части "Форда" по фабричной цене (!) постоянно имеются на складах у генерального представителя по всей Россiи". Вот так-то!

Tags: 10-20-е, ford, Россия, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments